Preview

Психология развития и образования (российский журнал прикладных исследований)

Расширенный поиск

ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЗРОСЛЫМ ДЕТЯМ

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования состояла в выявлении различных типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также специфики родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно от родителей в сравнении с проживающими совместно с ними.

В ходе пилотажного исследования была определена исходная структура авторского опросника для определения родительской позиции. Основное исследование включило в себя статистическую проверку применимости опросника, получение эмпирической классификации типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также сравнение различных параметров детско-родительского взаимодействия по критерию территориальной сепарации.

Классификация типов родительской позиции по отношению к взрослым детям включает адекватные (демократический), так и неадекватные типы (устранившийся, авторитарный, гиперопекающий) взаимодействия родителей и их взрослых детей. У матерей, проживающих отдельно от взрослого ребенка, менее выражены контролирующие установки и требовательность по отношению к нему, что в целом говорит о более адекватной родительской позиции. Авторский опросник и результаты исследования могут найти свое применение в семейном консультировании

Об авторах

Ирина Владимировна Шаповаленко
ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования».

127051, Москва, ул. Сретенка, 29



Роман Николаевич Егоров
ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Аспирант кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования».

127051, Москва, ул. Сретенка, 29



Список литературы

1. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

2. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник СПбГУ. – 2004. – 12 (2). - с. 84-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-differentsiatsii-osnovnyh-ponyatiy-v-sisteme-otnosheniy-roditel-rebenok-teoreticheskiy-i-empiricheskiy-aspekty (дата обращения 13.11.2018)

3. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. – 2015. - № 2. - с. 8-23.

4. Диагностика родительской позиции по отношению к взрослым детям: разработка опросника / Егоров Р.Н. // Практическая студенческая конференция «Школа ответственного родительства». Москва: МПУ, 2017. – с. 66-70.

5. Егоров Р.Н. Специфика родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно или совместно с родителями [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа : магистерская диссертация / Р.Н. Егоров. – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 114 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=238127. (дата обращения 19.11.2018)

6. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез М.: Медицина, 1988. - 244 с.

7. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: научная монография. – М.: МГОУ, 2014 – 258 с. ISBN: 978-5-7017-2334-2.

8. Манокин М. А. Новые модели взрослости в современной российской культуре (на примере кидалтов): диссертация … кандидата культурологии: 24.00.01 / Манокин Михаил Андреевич. - Киров, 2015.- 204 с.

9. Петренко Т.В., Сысоева Л.В. Возрастные этапы процесса сепарации от родителей // Акмеология: 2016. - № 4 (60). – с 180-184.

10. Психологическое обследование семьи: учеб. Пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. Заведений / А.Г. Лидерс – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.

11. Солдатова Е.Л. Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки», вып. 4 Изд-во ЮУрГУ: 2005. - № 7 (47). – с. 169-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13055392 (дата обращения 13.11.2018)

12. Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: Дисс. ст. канд. психол. наук: 19.00.05 / Сытько Тамара Ивановна - М.: ГУУ, 2014. – 213 с. URL: https://guu.ru/files/referate/2014/sitko_t_dis.pdf (дата обращения 13.11.2018)

13. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук: 19.00.13 / Шведовская Анна Александровна. – М., МГУ, 2006.– 30 с. URL: http://www.psy.msu.ru/science/autoref/shvedovskaya.pdf (дата обращения 13.11.2018)

14. Aguilar A., Aguilar J. Validez de constructo de la Escala de Autoridad parental para Adolescentes Mexicanos // Acta de investigación psicológica. Mexico, UNAM, 2013. - 3 (3). - p. 1228-1237. URL: http://www.psicologia.unam.mx/documentos/pdf/actas_ip/2013/articulos_c/AIP_Facultad_de_Psicologia_UNAM_33_1228_1237_Validez_de_constructo_de_la_escala_de_autoridad_parental.pdf (дата обращения 13.11.2018)

15. Kilik S., Calik Var E., Kumandas H. Effect of parental attitudes on Skills of Emotional Management in Young Adults // Procedia Social and Behavioral Sciences, 2015. – № 191. - p. 930-934.

16. Ward R., Spitze G. Consequences of parent-adult child coresidence: A review and research agenda // Journal of Family Issues. – 1992. – № 13. - p. 553-572. ISSN: ISSN-0192-513X


Для цитирования:


Шаповаленко И.В., Егоров Р.Н. ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЗРОСЛЫМ ДЕТЯМ. Акмеология . 2019;69(1):10-14.

For citation:


Shapovalenko I.V., Egorov R.N. TYPES OF PARENTAL POSITION TOWARDS ADULT CHILDREN. Acmeology . 2019;69(1):10-14. (In Russ.)

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.