Preview

Психология развития и образования (российский журнал прикладных исследований)

Расширенный поиск
Рецензируемый сетевой научно-практический и образовательный журнал. В контенте: актуальные и общественно значимые прикладные (психологические и психолого-педагогические) исследования и инновационные опытные разработки в сфере личностного и профессионального развития, а также непрерывного образования на разных этапах жизни человека.

Текущий выпуск

Том 69, № 1 (2019)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)

5-9 90
Аннотация

В данной статье проводится анализ научных практических работ в рамках отечественной спортивной психологии, связанных с исследованием психических состояний спортсменов. Был произведён отбор по теме научных работ в области исследования психических состояний и их регуляции у спортсменов. Особый акцент ставится на выявление конкретной проблематики исследования в области состояний спортсменов, области спорта изучаемых атлетов, используемых методик, основные выводы исследования. Таким образом, искались ответы на следующие основные вопросы: 1) кого исследовали (спортсменов какого вида спорта, их категория, возраст спортсменов и т.д.); 2) что изучали (цель, задачи исследования); 3) какие методики применялись для исследования; 4) каковы результаты, выводы исследования. По итогам анализа был составлен сравнительный обзор научных работ. Было выявлено, что больше всего изучались предстартовые психические состояния, широкое внимание уделяется в исследованиях баскетболистам. В большинстве случаев характерно несоответствие актуальных психических состояний оптимальным состояниям, что говорит о необходимости в развитии регулятивного компонента, психологической устойчивости, стрессоустойчивости у спортсменов.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ, ГЕНДЕРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ)

10-14 114
Аннотация

Цель исследования состояла в выявлении различных типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также специфики родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно от родителей в сравнении с проживающими совместно с ними.

В ходе пилотажного исследования была определена исходная структура авторского опросника для определения родительской позиции. Основное исследование включило в себя статистическую проверку применимости опросника, получение эмпирической классификации типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также сравнение различных параметров детско-родительского взаимодействия по критерию территориальной сепарации.

Классификация типов родительской позиции по отношению к взрослым детям включает адекватные (демократический), так и неадекватные типы (устранившийся, авторитарный, гиперопекающий) взаимодействия родителей и их взрослых детей. У матерей, проживающих отдельно от взрослого ребенка, менее выражены контролирующие установки и требовательность по отношению к нему, что в целом говорит о более адекватной родительской позиции. Авторский опросник и результаты исследования могут найти свое применение в семейном консультировании
15-21 113
Аннотация

В статье приводятся результаты исследования социально-психологического научного проекта «Самореализация личности», который проводился с 2014 по 2018 учебный год в группах бакалавриата и магистратуры в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) и РАНХиГС. Определение степени взаимосвязи между компонентами самореализации и самоактуализации, изучение факторов, влияющих на успешность данных процессов в ходе обучения, является актуальным, так как позволяет не только применять эти знания в процессе образования, но является базовой составляющей более эффективного профессионального и личностного развития в дальнейшем. Объектом данного исследования является взаимосвязь процессов самореализации и самоактуализации, предметом — методы, определяющие взаимосвязи данных процессов.

В рамках проекта проводилось психологическое тестирование с использованием Самоактуализационного теста (САТ) и опросника «Эффективность самореализации», для выявлений показателей, оказывающих наиболее сильное влияние на процессы самореализации.

В ходе исследования была высказана гипотеза, что существуют значимые взаимосвязи между компонентами самореализации и самоактуализации.

При проведении исследования решались следующие задачи:

•             с помощью корреляционного анализа определить значимые взаимосвязи между компонентами самореализации и самоактуализации;

•             выделить группы с высокими и низкими показателями и провести сравнительный анализ этих показателей;

•             сделать вывод о степени взаимосвязи компонентов самореализации и самоактуализации. Результаты проведённого исследования доказали, что выдвинутая гипотеза оказалась верна, была выявлена положительная корреляция между компонентами самореализации и самоактуализации.

22-26 74
Аннотация

Актуальность исследования определена двойственной природой феномена: является ли зависть злом, оказывая деструктивное влияние на развитие личности, либо пусковым механизмом саморазвития, способного активизировать творческую активность. Статья отражает аспекты зависти, её формы, механизм функционирования и взаимосвязь с мотивацией достижения в учебной деятельности студентов.

Цель исследования: выявить взаимосвязь компонентов зависти с мотивацией достижения у студентов.

Гипотеза исследования: Зависть взаимосвязана с мотивацией достижения.

Задачи исследования: эмпирически получить и проанализировать результаты взаимосвязи компонентов зависти с мотивацией достижения.

Методика исследования:

Для выявления взаимосвязи показателей зависти и мотивации достижения использовались следующие диагностические методики:

• методика исследования завистливости личности Т.В. Бесковой;

• методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана;

• методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина. Математикостатистические методы: коэффициент гамма корреляции Спирмена с помощью пакета Statistics10.

Результаты исследования. Выявлено, что зависть взаимосвязана с мотивацией достижения. Зависть-неприязнь имеет положительную связь с мотивацией достижения. Зависть-уныние не имеет корреляционной связи с мотивацией достижения.

Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в психологической практике в виде акмеологического консультирования и тренинга, направленного на оптимизацию состояний, связанных с деструктивным проявлением зависти на личность.

Перспективы исследования связаны с разработкой методических средств диагностического назначения.

27-33 49
Аннотация

В статье проведён теоретико-эмпирический анализ проблемы жизненных перспектив во взаимосвязи с удовлетворённостью трудом у женщин среднего возраста, работающих в разных сферах профессиональной деятельности. Эмпирическое исследование проводилось с использованием комплекса методов и методик. Авторами описаны особенности смысложизненных ориентаций, временной перспективы, удовлетворённости трудом женщин, занятых в экономической и медицинской сферах. Результаты исследования жизненных перспектив в контексте удовлетворённости трудом женщин зрелого возраста показывают определённую профессиональную специфику. У женщин зрелого возраста, занятых в экономической сфере, больше представлен интерес к работе и профессиональная ответственность, выше ориентация на будущее. Женщины, работающие в медицинской сфере, в большей мере удовлетворены отношениями с коллегами, предпочитают достижения в выполняемой работе высокой заработной плате. Они демонстрируют высокие показатели результативности жизни и поиска смысла жизни в прошлом, ориентируются на фаталистическое настоящее. В статье описаны особенности взаимосвязи жизненных перспектив работающих женщин среднего возраста с удовлетворённостью трудом.

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

34-39 47
Аннотация

Содержание статьи описывает итоги исследования, организованного с целью эмпирической проверки модели субъекта инновационной педагогической деятельности. С помощью экспериментальной методики «Стадии становления субъекта профессиональной деятельности» В.И. Панова, И.В. Плаксиной выявлялись достигнутые выборкой педагогов стадии субъектности экопсихологической (онтологической) модели В.И. Панова; устанавливались различия в субъектных качествах испытуемых, связанных со стажем профессиональной деятельности; анализировались преобладающие проявления субъектности в различных видах профессиональной активности.

Анализ полученных результатов позволил установить, что у половины испытуемых педагогов в личностно-профессиональном саморазвитии достигнута субъектность продуктивного уровня (стадия Творец), что определяет готовность к инновационной педагогической деятельности. Опыт работы в образовании способствует восходящей стадиальной динамике. Многие виды профессиональной активности взаимосвязанно требуют и формируют мотивацию к творческому самовыражению и преобразованию образовательной среды.

Результаты исследования верифицируют положения теоретической модели субъекта инновационной педагогической деятельности и актуализируют психологический аспект в системе научно-методического обеспечения процесса формирования компетенций в области инновационной педагогической деятельности. Результаты исследования могут стать обоснованием применения онтологической модели поэтапного развития субъектности в высшем педагогическом образовании. Апробирование в качестве диагностического инструментария исследования экспериментальной методики В.И. Панова, И.В. Плаксиной создаёт возможности её использования в практике образования.

В дальнейшем исследовательском поиске запланирована экспериментальная проверка теоретической модели становления субъекта инновационной деятельности.

40-47 40
Аннотация

Познание окружающей действительности, формирование отношения к ней опосредовано взаимодействием людей друг с другом. Целью статьи являлось теоретическое обоснование и расчёт психометрических показателей авторской методики экспрессдиагностики установок внутригруппового взаимодействия. Регулирующая роль социальной установки обеспечивается через функции адаптации, информирования, реализации. Психодиагностический ресурс методики экспресс-диагностики установок внутригруппового взаимодействия составляют организованные по континуальному принципу показатели установок на лидерство // дистанцирование, сотрудничества // соперничества, конструктивных // демонстративных установок. При конструировании проективной методики диагностики установок внутригруппового взаимодействия проективный критерий реализуется через организацию образного действия, а динамический критерий — через инструкцию, требующую выполнения задания в быстром темпе. Экспресс-диагностика установок внутригруппового взаимодействия позволяет оценить преобладающую направленность группы на сотрудничество или соперничество, а также оценить системы индивидуальных установок внутригруппового взаимодействия по параметрам конструктивности-демонстративности, лидерству-дистанцированию.

48-54 56
Аннотация

В статье представлены результаты теоретического обзора и практических аспектов стресс-факторов условий (внешних стресс-факторов) и стресс-реакций спортсменов в спортивной деятельности (на примере юных футболистов). По результатам теоретического обзора, экспертной консультации и интервью тренеров и опытных футболистов была предложена классификация внешних стрессоров и создана наглядная схема — модель стресс-факторов условий и стресс-реакций спортсменов. В этой модели стресс-факторы условий определяются тремя основными группами: 1) стрессоры, связанные с межличностным, межгрупповым взаимодействием, коммуникацией и информацией 2) стрессоры, связанные с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований 3) стрессоры, связанные с тренировочно-соревновательным процессом. Стресс-реакции определяются четырьмя группами, в зависимости от того в какой сфере психики спортсмена они проявляются: 1) физиологические, 2) когнитивные, 3) эмоциональные, 4) поведенческие. Согласно данным группам стрессоров и стресс-реакций была создана анкета и выявлены основные стресс-реакции и стресс-факторы условий спортивной деятельности. Озвучены практические рекомендации с учётом полученных результатов исследования спортсменов.

55-64 96
Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного исследования факторов, барьеров и стимулов профессиональной самореализации педагогов общеобразовательных школ России, Испании и Украины. К эмпирическому исследованию было привлечено 150 учителей общеобразовательных государственных школ. Наиболее очевидным различием в общей характеристике выборки является гендерный аспект. Установлено, что в испанской выборке нет гомогенного состава педагогов, что позитивно влияет на обучение и воспитание школьников, выборка распределена почти поровну — 60% женщин и 40% мужчин. В российской, как и в украинской школе гендерный аспект стоит очень остро, лишь 10% от общей выборки — педагоги мужчины, сегодня эти цифры в центральных городах увеличиваются. Выявлено, что российские специалисты, отработавшие в образовании 21-30 лет, в 3 раза чаще (45%) отмечают приобретённые хронические заболевания, нежели их испанские коллеги (15%). У украинских специалистов наблюдается та же тенденция: с увеличением педагогического стажа заболевания начинают приписываться профессиональным трудностям. Только отработав более 31 года в педагогике, больший процент испанских специалистов (30%) начинают отмечать, что приобрели хронические заболевания в процессе профессиональной деятельности; среди российских педагогов около 70% специалистов-ветеранов имеют хронические заболевания, среди украинских — 40%.

Среди ведущих факторов, способствующих профессиональной самореализации испанских педагогов, отмечаются творческие способности и творческое мышление, мотивация к профессиональной самореализации и ценность творческой самореализации как основы развития человека, а также такое важное качество, как интернальный локус контроля, умение принимать ответственность на себя. К наименее значимым внутренним факторам профессиональной самореализации педагога всех трёх выборок можно отнести «наблюдение и участие в комплексных исследованиях в учебном заведении». Научные исследования, сама научная деятельность отпугивают практиков, особенно это касается российских и украинских педагогов. В первую тройку барьеров профессиональной деятельности, препятствующих профессиональной самореализации в украинской и российской выборках вошли следующие: отсутствие должного технического оборудования, низкая заработная плата и постоянное ухудшение контингента учащихся, а также меняющиеся учебные программы.

Сравнительный анализ рейтинговой значимости стимулов творческой деятельности и самореализации педагогов Украины, России и Испании показал, что оценки среди испанских педагогов более однородны, отсутствует ярко выраженный разброс данных, как в российской и украинской выборках. Значимым стимулом творческой деятельности и самореализации испанские педагоги единодушно считают стимул «формирование потребности у учащихся к исследованию факторов успешности в освоении предмета», который у российских и украинских педагогов входит в пятёрку менее значимых для творческой деятельности и самореализации педагога.

СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ: ФОНД ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

65-69 43
Аннотация

Предлагаемая статья открывает серию запланированных авторами в текущем году публикаций, выполненных в жанре «понятийно-терминологический экскурс». Учитывая очевидный факт, что и психология, и педагогика, в том числе её раздел «дидактика» (теория обучения), «грешат» сегодня отсутствием точных и понятных современным студентам-психологам определений ключевых психологических и/или педагогических феноменов (явлений), авторы создают прецедент «терминологического соглашения». Исключительно в учебных и дидактических целях (но не в плане «авторской претензии»), поскольку авторы предлагают лишь ориентир для тех, кто только «вступает» в современное психолого-педагогическое сообщество. С учётом адресности предлагаемого материала, предпринята попытка не дать определения абстрактным теоретическим понятиям («конструктам»), сложно поддающимся эмпирического изучению, а провести анализ тех их составляющих, которые и смогут стать предметом научных изысканий молодых исследователей. Первым таким понятием в серии «понятийно-терминологического экскурса» стало «умение».

ОБЗОРЫ И ДАЙДЖЕСТЫ

70-72 51
Аннотация

29 ноября 2018 года прошёл Всероссийский научно-практический семинар «Педагогическое мышление: актуальные проблемы профессионального развития специалистов помогающих профессий» (к 130-летию со дня рождения выдающегося педагога А.С. Макаренко). Очное мероприятие собрало большое количество участников из учреждений дополнительного профессионального образования, вузов, учреждений социальной сферы — центров для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, психоневрологических диспансеров, интернатов, Детской деревни — SOS, общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и других городов России.

Семинар стал площадкой для обмена опытом, оценки качества, презентации педагогических достижений, а также анализа наследия великого педагога через призму современных исследований и практического опыта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.